Четвер, 17.08.2017, 12:53
Вітаю Вас Гость | RSS
Змінні експозиції | Статті, публікації | Реєстрація | Вхід
Підрозділи...
Cтатті про музей [13]
Статті про єврейські традиції [10]
Статті про мистетство [8]
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Змінні експозиції » Статті, публікації » Cтатті про музей

Шолом-Алейхем и его литературное окружение (часть 2)

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ И ЕГО  ЛИТЕРАТУРНОЕ ОКРУЖЕНИЕ (часть 2)

часть 1

Любовь Шолом-Алейхема к произведениям Некрасова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тараса Шевченко общеизвестна. Многим молодым писателям он рекомендовал учиться писать как эти великие люди.

 

В 1903 году, после Кишиневского погрома Шолом-Алейхем выступил с инициативой издания альманаха «Гильф» (Помощь) и обратился с письмами об участии в нем к таким известным литераторам  как Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, В. Г. Короленко, Л. Андреев и другие. Альманах должен был быть издан и реализован среди еврейского населения России, а доход от его продажи перечислен общинам евреев Кишинёва и Гродно для покрытия финансового ущерба от погромов. Действительно, русские писатели согласились с подобной инициативой, поскольку считали антисемитизм царского режима черным пятном на теле русского народа. Переписка с названными литераторами имела длительный характер, они предложили Шолом-Алейхему быть издателем и редактором этого альманаха. В течение 1903 и 1904 годов эти вопросы были решены и «Помощь» была издана и реализована. Во второй половине 1904 года Шолом-Алейхем в течение 3-х месяцев находился в Петербурге, где встречался с М. Горьким, В. Короленко, Куприным и Л. Андреевым. Все они высказались об антисемитских погромах резко отрицательно. Знакомство и общение с М. Горьким переросло в тесное общение и переписку. Встречались Шолом-Алейхем и М.Горький и в Италии.

 

В Киевские годы Шолом-Алейхем познакомился с еще одним талантливым человеком. Речь идет о киевском адвокате, поэте, композиторе и исполнителе Варшавском Марке Марковиче (1848, Одесса — 1907, Киев). Варшавский окончил юридический факультет Киевского университета, служил адвокатом. Под влиянием А. Гольдфадена стал сочинять  еврейские песни с мелодиями к ним. В конце 1890-х годов познакомился с Шолом-Алейхемом, по его совету записал часть своих сочинений. Тогда же Варшавский предпринял с Шолом-Алейхемом поездку по городам и местечкам «черты оседлости», во время которой писатель читал свои произведения, а Варшавский пел свои песни. В 1900 году издал в Киеве сборник своих песен «Идише фолкслидер» (Еврейские народные песни) с восторженным предисловием Шолом-Алейхема. В сборнике были записаны 25 песен. Поездка по «черте» очень сблизила Шолом-Алейхема и Варшавского и продолжилась длительными приятельскими отношениями, так как Варшавский был близко знаком с семьей племянницы Шолом-Алейхема – Наташи Мазор, и ее супруга Мазора Моисея Савельевича. В их доме часто устраивались литературно-музыкальные вечера, где оба автора исполняли свои произведения. Варшавский был талантливым человеком, многие его песни стали народными и пользовались огромной популярностью. Достаточно сказать, что песни «Песня о хлебе», «Зима», «Соре и Ривке» и другие напечатаны в переводе Б. Слуцкого на русский язык в томе «Поэзия народов СССР конца 19 и начала 20 века» в «Библиотеке Всемирной литературы», М. 1977. А песни «На крылечке», «Алефбейс», «Сваты едут» и другие до настоящего времени популярны и входят в репертуар еврейских певцов и театральных коллективов всего мира.

Особое место в окружении Шолом-Алейхема всю его жизнь занимала семья. Семью он называл своей «Республикой», а себя отождествлял с «Президентом». Шолом-Алейхем говорил о «республике» в шутливом тоне, не переставая гордиться ею. В этой «республике» он комфортно себя ощущал, плодотворно трудился и с удовольствием отдыхал. В кругу семьи он шлифовал свои прекрасные произведения, его художественной натуре не был чужд семейный уют, в нем искал вдохновение, здесь, а не в дыму философских споров поэтических кафе, созревали его шедевры.

Шолом-Алейхем — лирический певец еврейской романтики, автор «Стемпеню», «Йоселе-Соловья», «Блуждающих звезд», «Песни песней», был нежнейшим мужем, самоотверженным и преданным рыцарем, любовь которого пылала молодостью и не увядала с годами. Шолом-Алейхем — единственный еврейский поэт, воспевавший, грустя и смеясь, бедных и одаренных, наивно-мудрых и смешных детей — был сердечным отцом своих детей, веселым товарищем их детства, внимательным другом их юности, верным советчиком в их зрелые годы.

А юморист Шолом-Алейхем? Сколько шуток он придумывал! Какой водопад смеха он каждодневно извергал. Он был источником мудрой радости народа, и «республика» первая наслаждалась этой радостью. Шолом-Алейхем инстинктивно угадал, а впоследствии осознал всем существом свое призвание творить веселье для народа, так кого же, как не родных, он в первую очередь должен одарить весельем?

Он был удивительным отцом. Шолом-Алейхем внимательно прислушивался к своим детям, как тонкий психолог, изучал особенности каждого из них, стремился понять их наклонности и желания и всегда вовремя и чутко помогал им. Он был шаловлив, чертовски изобретателен. Ни в годы нужды и недомоганий, ни в разгар напряженной творческой работы он никого не забывал.

Шолом-Алейхем писал обнадеживающие, наполненные вымыслом письма, лишь бы поддержать родное дитя, живущее на другом конце света. В годы, когда нужда временно покидала дом Шолом-Алейхема, его щедрость не знала пределов. С гордостью он говорил о своих детях, но и не закрывал глаза на их недостатки. С просчетами и неразумными поступками детей он боролся тем же оружием, что пускал в ход против обитателей Касриловки — оружием смеха. Шолом-Алейхем мудро и виртуозно пользовался этим оружием, поэтому никто на него не обижался. Завершив работу над очередным произведением, он объявлял об этом своей «республике» и все в доме готовились к этому семейному празднику. Одевались празднично, взволнованно ожидая «премьеру», нетерпеливо ожидая «Президента» свозгласами: «Папа, готово?», «Готово» — отвечал он бодрым голосом и появлялся перед ними с пухлой рукописью в руках. Больше всего он возился с младшими детьми. Его привлекало в них нечто большее, чем искусство и талант — вечно юная детская душа. Он играл с ними как равный среди равных: придумывал занимательные сюжеты игр, комичные ситуации и имена. После работы он с ними отдыхал, всегда был удивительно добр. Шолом-Алейхем умел разговаривать с ними их языком, возбуждать в детях интерес к окружающему миру, развивать их фантазию, радовать их чудесными подарками и смешными проделками. Он слился со своей семьей. Жизнь без нее не имела смысла.

Он любил разъезжать, видеть новые города и страны, новых людей, новый быт. Но эти впечатления преображались в художественные образы только тогда, когда рядом была его семья. Поэтому он так легко решался поднимать свою «республику», и перебираться с нею на новые места. Разлуку с семьей, даже на небольшой срок, он тяжело переживал. С дороги ежедневно писал письма. Его письма были сугубо личными, искренними, мастерски сработанными, проникнуты юмором. Они были такими же мудрыми и светлыми, как его художественные произведения. С «республикой» он делился своей тоской, своими слезами, радостями — всеми переживаниями и впечатлениями. Он учил своих детей, что жизнь человека — великое и неповторимое событие. Здесь ничего нельзя считать обыденным и не ценным. Все в жизни важно, тем более общение с семьей. И оно должно быть праздником. А праздновать надо щедро, со вкусом.

В одном из писем близкому другу Шолом-Алейхем признался, что если бы он начал свою литературную деятельность сначала, то писал бы произведения только для детей.

Смерть старшего сына Миши сразила Шолом-Алейхема. В тот день, когда из Дании пришла горестная телеграмма, он закрылся в своем кабинете на несколько часов и долго-долго там писал.

Так появилось «Завещание».

В письме к Ляле Кауфман он грустно писал: «Вместо того, чтобы сын читал Кадиш (поминальную молитву) по отцу, отец читает ее по сыну. Это несправедливо». Эту несправедливость он не смог перенести. Сраженный этой смертью, он последовал за своим сыном.

Так жил и умер замечательный писатель и человек, великий зодчий своей «республики»  — Шолом-Алейхем.

Великий писатель оставил миру огромное литературное наследие. Произведения насчитывают 52 тома и многие из них переведены на 67 языков мира.

В Царской России с 1883 по 1916 годы были изданы его произведения на идиш и русском языках в количестве 222 тысячи томов. В СССР с 1917 по 1945 годы на идиш, украинском, русском и других языках народов СССР тираж составил 4 миллиона 174 тысячи экземпляров. «Собрание сочинений» на идиш в 15 томах в 1935–1941 годов издательством «Дер-Эмес», а также «Собрание сочинений» на русском языке в 6-ти томах 1959-1961 годов составили 225 тысяч экземпляров, а в 1971 году дополнительный тираж — 100 тысяч экземпляров. В 1967–1968 было издано 4-х томное «Собрание сочинений» на украинском языке в количестве 6 тысяч экземпляров. В 1969 году в «Библиотеке Всемирной литературы» издан том «Тевье-молочник. Повести и рассказы», тиражом 300 тысяч экземпляров. Литературное наследие Шолом-Алейхема — десять романов, двадцать пьес, сотни повестей, новелл, рассказов, стихотворений, статей, фельетонов и несколько исследований.

Библиография:

  1. Еврейская Энциклопедия т. 1-16 под ред. А. Гаркави и Л. Каценельсона. Изд. Общества для научных еврейских изданий и изд. Брокгауза и Эфрона, С-Петербург 1913 г.
  2. Краткая Еврейская Энциклопедия, т. 1-8 под ред. И. Орена и Н. Прата. Изд. Общество по исследованию еврейских общин. Еврейский университет в Иерусалиме 1992 г.
  3. Российская Еврейская Энциклопедия т. 1-4 под ред. Г. Г. Брановера. Изд. Российская Академия Естественных Наук . Научный фонд «Еврейская Энциклопедия «ЭПОС» Москва 2000 г.
  4. Шолом-Алейхем. Собрание сочинений т. 1-6 Изд. «Художественная литература» Москва 1971-1974 гг.
  5. Шолом-Алейхем. Писатель и человек. Статьи и воспоминания. Сост. М. Б. Беленький ред. У. А. Гуральник. Изд. «Советский  писатель» Москва 1984 г.
  6. Г. Ременик. Шолом-Алейхем. Критико-литературный очерк. Изд.: Государственное издательство художественной литературы Москва 1963 г.
  7. А. Гурштейн. Шолом-Алейхем. Критико-биографический очерк.  Изд: ОГИЗ Государственное издательство «Дер Эмес» Москва 1946 год
  8. Г. А. Ременик. Творчество Шолом-Алейхема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Изд: АН СССР Институт Мировой литературы им. А. М. Горького Москва 1972 год.

 

Категорія: Cтатті про музей | Додав: me-ira (18.04.2014)
Переглядів: 633 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Copyright Музей Шолом-Алейхема © 2017
філія Музею Історії Києва
facebook