Неділя, 23.07.2017, 09:39
Вітаю Вас Гость | RSS
Змінні експозиції | Статті, публікації | Реєстрація | Вхід
Підрозділи...
Cтатті про музей [13]
Статті про єврейські традиції [10]
Статті про мистетство [8]
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Змінні експозиції » Статті, публікації » Статті про єврейські традиції

Еврейский календарь

Ирина Климова

Еврейский календарь

Календарь, по которому вот уже несколько  тысяч лет живет еврейский  народ,  отличается от календаря, которым издавна пользуются европейцы. Еврейская  календарная система считается одной из самых сложных среди всех ныне существующих и не похожа на другие известные системы тем, что она непериодическая. На первый взгляд разобраться в этих расчетах непросто, но, тем не менее, можно.

В течение нескольких первых веков календарь европейских народов принявших христианскую веру, соответствовал  еврейскому. Лишь в 325г. на Никейском соборе была установлена условная дата летосчисления  oт Рождества Христова, с которой и началось времясчисление реформированного  христианского календаря. К тому времени по еврейскому летосчислению наступил уже 3760 год.

Еврейский календарь — лунно-солнечный. Обычный (невисокосный) еврейский год имеет 12 месяцев по 29 и по 30 дней.  С одной стороны, праздники Торы (Патикнижия) связаны с солнечным циклом, т.е. со временами года:  Песах  (еврейскую Пасху)  всегда празднуют весной. Тора говорит  о Песахе  как празднике весны. Но если оставить без изменений лунный календарь, то Песах будет каждый раз передвигаться на одиннадцать дней назад, и через 5 лет этот праздник пришлось  бы праздновать зимой, а еще через  несколько лет – осенью.

Однако, c другой стороны, все упоминаемые в календаре месяцы — лунные. Постоянный календарь в современном виде был установлен еврейскими Мудрецами в 4119г. (примерно 359г. н.э.). Для ведения календаря необходимо  наблюдать за появлением новой луны и определять начало весны. Во  времена, когда существовал Синедрион — Верховный религиозный суд — начало месяца определялось именно путем наблюдения. Каждый календарный месяц содержит 29 дней (неполный месяц) или 30 дней (полный месяц). При заходе солнца на исходе 29-го дня месяца наблюдатели следили, появится ли новая луна. Как только они  видели новолуние — шли в Синедрион, где им задавали вопросы о виденной ими форме месяца и о его положении относительно солнца и  горизонта. Если показания свидетелей сходились, то следующий день объявлялся первым днем нового месяца - Рош Ходеш. Такое решение мог вынести только Синедрион. Если же на тридцатый день новая луна не появлялась, это означало, что месяц полный и состоит из 30 дней.  Тридцать первый же день, независимо от наблюдений, объявлялся первым днем нового месяца, так как на 31 день новая луна уж точно должна была появиться, даже если этого никто и не видел. Решение вопроса о том, состоит ли год из 12 или из 13 месяцев, возлагалась на нескольких членов Синедриона, которые руководствовались при этом ростом и созреванием фруктов и зерновых, положением солнца и другими соображениями. Вопрос о дополнительном месяце решался в Адаре — последнем месяце года, после которого обычно идет Нисан. Если признавалось, что год состоит из 13 месяцев, это объявлялось до конца Адара, и следующий за Адаром месяц назывался не Нисаном, а вторым Адаром.  Кстати,  названия месяцев евреи переняли у вавилонян.  До  вавилонского  плена (VI в. до н.э.)  у  евреев месяцы носили просто порядковый  номер. После решения вопроса о продолжительности месяца или года необходимо было сообщить это всем евреям. При этом известие должно было доходить достаточно быстро, для того, чтобы можно было узнать, на какие дни приходятся праздники. Пока все евреи жили в Земле Израиля, это было несложно, но с началом изгнания, расстояния, которые приходилось преодолевать, основательно увеличились. Поэтому, опасаясь, что известие может задержаться, Мудрецы постановили, что все праздники за пределами Земли Израиля следует праздновать два дня. Дополнительный день праздников сохранился и до сего времени, несмотря на замену наблюдений вычислениями.

Каждый месяц еврейского календаря имеет знак зодиака, то есть пояса на небесной сфере, по которому движутся луна, солнце и большинство планет. С древних времен принято обозначать 12 знаков зодиака символами их созвездий: Весы (Тишрей), Скорпион (Мархешван), Стрелец (Кислев), Козерог  (Тевет), Водолей (Шват), Рыбы (Адар — это единственный месяц, который удваивается, поэтому и название знака стоит во множественном числе), Овен (Нисан), Телец (Ияр), Близнецы (Сиван), Рак (Тамуз), Лев (Ав), Дева (Элул). Двенадцать зодиакальных знаков были и эмблемами 12 колен Израилевых, которые, согласно Библии, происходили от 12 сыновей Иакова.

Согласно еврейской традиции 25-го элула (приходится, обычно, на сентябрь-октябрь) Всевышний начал сотворение Мира. Шестой День творения — 1-е тишрея — день, когда был создан человек, стал началом Нового года. Согласно еврейскому календарю, Адам и Ева — первые люди, созданные по образу Бога, — жили около 5750 лет назад.

Наверное, самое странное в еврейском Новом годе то, что он приходиться на седьмой месяц еврейского календаря, как если бы в западном мире Новый год праздновался 1 июля, а не 1 января. Первым месяцем в году евреи считают весенний месяц нисан — месяц исхода из Египта, когда евреи стали народом. С другой стороны, тишрей — месяц, когда Бог завершил сотворение мира.

Осенний месяц тишрей, следующий сразу за элулом, особенно богат праздниками. Он начинается Великими праздниками, знаменующими наступление нового еврейского года — Рош-Гашана.  Через десять дней вслед за Рош-Гашана  следуют Йом-Кипур, Суккот, и Симхат-Тора  —  завершение годичного цикла чтения пяти книг Торы и начало чтения снова с первой главы.

Большинство еврейских праздников связано с событиями еврейской истории. Песах, например, знаменует исход из Египта, Шавуот — дарование Торы, Пурим — освобождение от Амана, злодея, который замышлял погубить всех евреев.  Рош-Гашана и Йом Кипур  — праздники с большой направленностью на личность. В это время (и заранее) евреям положено анализировать свои поступки и проступки за весь предшествующий год. Цель Рош-Гашана и Йом-Кипура — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к начинающемуся году.

Но и это еще далеко не все. Оказывается, у евреев не один Новый год, а четыре. Есть еще Новый год царей, Новый год животных и Новый год деревьев — он называется Ту-бишват. Этот древний праздник очень популярен по сей день как на земле Израиля так и в диаспоре. 

Всем известен библейский запрет евреям работать по субботам. Суббота — Шаббат — очень важный, особый  для евреев день. На протяжении многих веков евреи отсчитывают дни от субботы до субботы. Даже не соблюдающие обычные предписания традиций иудаизма евреи стремятся выразить свою сопричастность Шаббату.

Традиционная еврейская жизнь тесно связана с календарем. В календаре отмечены знаменательные даты, дни еврейских праздников, время зажигания субботних свечей. С календарем связаны также правила кашрута (нормы еврейской жизни).

Можно сказать,  что по календарю расписан каждый день жизни еврея.  Однако  на протяжении десятилетий советской власти у  евреев Украины не было доступа к источникам основных сведений об  основах иудаизма, правилах традиционной еврейской жизни.  Печатные издания, тем более связанные с еврейской традицией, были практически под запретом.

В архивах киевского Центра изучения истории и культуры восточноевропейского еврейства хранится уникальная коллекция еврейских календарей, созданных вручную евреями, которые не смотря на запрет, хотели жить в соответствии с национальными традициями. Коллекция была передана в архив родственниками еврейского писателя Забары.  Нужно сказать, что в советской Украине создавать, пользоваться и  хранить такие изделия было небезопасно.

Издание календарей способствует возрождению и дальнейшему развитию еврейской национальной жизни,  интеграции евреев Украины в мировое еврейское содружество.   


Категорія: Статті про єврейські традиції | Додав: me-ira (08.12.2013)
Переглядів: 459 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Copyright Музей Шолом-Алейхема © 2017
філія Музею Історії Києва
facebook